С термином «культура» человек встречается с ранних лет. Однако мало кто знает, что это понятие в разные периоды человеческой цивилизации имело различное значение. В настоящее время культурологи насчитывают несколько сот определений культуры – от 160 до 500.
Термин «культура» появился в Древнем Риме. Но уже в те далекие времена он понимался по-разному.
- Впервые его использовал знаменитый римский оратор Цицерон для обозначений философии. Он называл эту науку «культурой души», которая помогает человеку совершенствовать способности своего ума.
- Кроме того, в древнеримском обществе термин «культура» воспринимался как культура сельского хозяйства (агрокультура), под которой понималось, в частности, правильное использование севооборота и удобрений.
Новые теории культуры
Во второй половине XVII века, с начало эпохи Просвещения, термин «культура» приобретает значение, которое с различными модификациями используется и в настоящее время.
- Начало этому положил немецкий мыслитель С. Пуфендорф, который понимал культуру как нечто отличное от природного, живого, то есть культура – это то, что создано человеком, а не возникло естественным путем.
- В XVIII веке французские материалисты, которые идеализировали природу человека, полагали, что культура – это проявление человеческих умственных способностей, направленных на совершенствование существующего общества и самого человека.
- С оригинальной теорией сущности культуры выступил французский мыслитель Жан-Жан Руссо. Он утверждал, что естественное состояние человека – это отсутствие его испорченности и моральной распущенности. Все эти «блага» несет человеку цивилизация (государство), которую он создает и культура, как порождение и олицетворение этой цивилизации.
- Немецкий философ Й.Г. Гердер пытался объяснить сущность культуры на основе позиции: история человечества и есть история культуры, ее сущность. Сам процесс поступательного культурного развития человечества он представлял как возрастные этапы формирования самого человека: детские годы, юношество и зрелость. Разница между культурными и отсталыми народами понималась количественная, а не качественная составляющая культуры.
Объяснение культуры в XIX-ХХ веках
Во второй половине XIX – начале ХХ века получают распространение эволюционная и циклическая концепции культуры, которые, по сути, были противоположными точками зрения на это общественное явление.
1) Автором эволюционной концепции был этнограф Л. Морган. Эта теория предлагала идею непрерывного становления культурной жизни, которая на пути своего развития проходит определенные стадии. Эти стадии одинаковы для всех народов.
2) Циклическая концепция представлена такими представителями, как русский естествовед Н.Я. Данилевский и немецкий мыслитель О. Шпенглер. Для них характерно отрицание культурного единства человечества и признание развития общества по законам биологии. А это означало развитие культуры по такой же траектории, как и развитие живого организма: зарождение, расцвет, упадок, распад.
3) Английский ученый А. Тойнби предпринял попытку совместить циклическую и линейную концепции сущности культуры. По его мнению, отдельная культура проходит стадии, указанные циклической концепций, но если находит в себе силы на стадии «распада», то может или быть основой новой культуры или развиваться довольно долго.
Среди других теорий поясняющих сущность культуры выделяются такие, как функциональная теория, символическая теория,
1) Автором функциональной теории является английский этнограф Б.К. Малиновский. Он объясняет сущность культуры, исходя из биологии самого человека, а именно, что культура – это средство, с помощью которого человек приспосабливается к окружающей природе.
2) Макс Вебер, автор символической теории культуры, объяснял сущность этого общественного проявления таким образом. Человек, который не просто отражает окружающий мир в своем сознании, а определенным образом реконструирует, создавая своеобразную картину мира, на основе которой он строит свое поведение. Эта картина мира есть единство общества и культуры, которая выражается в системе символов.
3) Марксистская концепция культуры понимает культуры как общественное явление, которое выступает вторичным компонентом по отношению к экономическому базису. Хотя при определенных условиях она может оказывать влияние на этот базис.
Современная трактовка культуры
В настоящее время наиболее популярным является подход, определяющий сущность культуры, как определенный уровень развития человеческой цивилизации (материальная и духовная культура), как способ познания окружающего мира, как способ формирования самого человека.