«Adidas» — это история успеха, в которой имели место и большая увлеченность делом, и грандиозный труд нескольких поколений одной семьи, и война, и ссора, длинною в года… Сегодня компания считается одной из лучших в производстве спортивной одежды и обуви, что подтверждается любовью к продукции не только обычных людей, но и профессиональных спортсменов.
Семейный бизнес
Будущий основатель и главный идейный вдохновитель компании «Adidas», Адольф (или как его называли в семье, Ади) Дасслер родился 3 ноября 1900 года в баварском городке Герцогенаурах. Мать работала прачкой, а отец трудился в пекарне. В семье были еще девочки и второй мальчик, Рудольф. Семья жила очень скромно. С наступлением войны положение их, как и многих других жителей, Германии заметно ухудшилось. А в связи с всеобщей проблемой безработицы после окончания войны, всем членам семьи пришлось сменить вид деятельности и заняться новым для них ремеслом — изготовлением обуви. Оценив объемы работ, они поняли, что вполне смогут наладить небольшое дело.
Первой большой удачей стало изобретение Адольфом спальных тапочек. Спрос на них, благодаря маркетинговую таланту юноши, постоянно рос. Уже через четыре года они открывают небольшое семейное предприятие «Обувная фабрика братьев Дасслер».
В 1925 году Адольф Дасслер делает новое открытие, ставшее сенсацией — как любитель футбола, он был озабочен комфортностью экипировки, а потому ему пришла в голову идея бутс с шипами. Они стали первыми в своем роде и мгновенно обрели грандиозную популярность. Очень скоро в числе главных клиентов братьев оказались профессиональные футболисты. Бизнес пришлось немного расширить, купив для этого отдельное помещение.
Уже в 1928 году в обуви Dassler выходят на поле спортсмены на Олимпиаде в Амстердаме, а через четыре года — в Берлине, где бегун выступавший в обуви от Дасслеров поставит 5 мировых рекордов и завоет славу не только себе, но и производителю своей обуви. Тогда братья продали обуви на почти полмиллиона марок и смогли открыть вторую фабрику в городе. Производство продолжало успешно расти.
Переломный момент и для бизнеса, и для семья наступил с вступлением Германии в новую войну.
Война, ссора между братьями и «Adidas»
На время Второй мировой войны компания Дасслеров занималась производством обуви для военных. После проигрыша Германии в страну на несколько лет вошли войска американцев. Ади попадает в плен, марку «Dassler» вынуждают безвозмездно производить для экспорта в США коньки, американские солдаты занимают даже дом семьи.
Спустя несколько лет оккупанты покинут Германию, а Адольф вернется из плена. Однако после этого произойдет колоссальная ссора между братьями. Они разделят бизнес пополам и поклянутся никогда не общаться друг с другом. Так в 1948 году на свет появятся два новых агрессивно конкурирующих бренда: «Adidas» и «Puma».
Уже через год Ади вырвется в лидеры со своим новым изобретением — бутсами со съемными шипами. Олимпиада 1952 года в Хельсинки пройдет уже под знаменем компании Адольфа. После этого бренд начнет активно расширять ассортимент: появится форма Adidas, сумки, верхняя одежда. Каждый новый чемпионат по футболу, и новые Олимпийские игры будут проходить при участии этой компании. А успехи спортсменов неизменно будут сопоставлять с великолепным качеством ее продукции. В 1954 году Ади подпишет соглашение с МОК, согласно которому его компания будет назначена центральным спонсором Олимпийских игр. Примерно тогда же появится первая реклама Adidas на вывесках рядом с футбольным полем. Поскольку матчи всегда транслировались по ТВ, об «Адидас» узнали не только болельщики на стадионе, но и телезрители.
Ади умрет в 1978 году, имея на счету состояние в несколько миллионов долларов. Немногим раньше уйдет из жизни и его брат. Дело Ади сначала перейдет в руки его жены, в вскоре к сыну, который трагически погибнет в 1984 году. Преемниками бренда станут сестры Хорста. Однако дело у них не пойдет и они продадут 80 процентов акций компании всего за 440 млн. марок Бернарду Тапи, владельцу ФК «Марсель».
Это событие станет шоком для всех почитателей марки, однако другого выхода у женщин просто не было — они бы не смогли справиться с бизнесом, пребывающим в кризисе после смерти Ади и Хорста.
Новая жизнь «Адидас»
Заручившись поддержкой лучших маркетологов Германии, Тапи активно начнет восстанавливать дело Дасслера, пытаясь вернуть ему былую славу. Так, чтобы снизить издержки, он переместит производство в страны Азии с их дешевой рабочей силой. После на время уберет продукцию из розничной торговли и дождавшись, когда покупатели вдоволь «соскучатся» по любимой марке, вернет им ее в виде фирменной сети магазинов. Кроме этого, бренд начнет интенсивно завоевывать признание молодежи, создавая товары для таких модных видов спорта, как стрит-болл и сноубординг, например.
Эти и другие меры дадут прекрасные плоды. Сегодня годовой оборот компании составляет более 10 млрд Евро, а штат сотрудников расширился с первоначальных нескольких десятков человек до 40 тысяч людей по всему миру.
Секрет успеха Адольфа Дасслера
• Успехи Ади и его брата в деле — это яркие примеры успешного бизнеса людей, у которых не было даже приличного среднего образования. И здесь ключевую роль сыграл изобретательский талант Адольфа.
• Будучи фанатом футбола, Ади точно знал, какую экипировку хотят видеть спортсмены.
• Кроме этого, он был практичным, деловитым, но при этом не жадным человеком, готовым идти на компромиссы ради долгосрочных перспектив.